Парцелляция

Парцелляция — это когда автор делит одно связное предложение на несколько, чтобы подчеркнуть интонацию. Обычно парцелляцией занимаются авторы художественных произведений, когда пишут от первого лица и хотят подчеркнуть чувства:

Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса (Гришковец)

Любовь. Чувства и любовь. Я несла тебе свои чувства и любовь. А ты променял их. И на кого? На эту дуру из девятого «Б». Что ты в ней нашел? Кружевной лифчик! Понимаю тебя. А мои чувства?Любовь?

В информационном и рекламном тексте воспроизводить интонацию не нужно. Вместо интонации лучше работать над содержанием, правильными фактами, пользой и чувственным опытом. Поэтому парцелляцию оставьте художникам:

Было. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться. Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела будь вы на склоне, в балетном зале или долгой прогулке в парке. Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга. А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.

Стало. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь — свитер, кофта, жилет или шарф. Хорошая вязаная вещь не скатывается за пять минут носки, отлично сидит и греет нужные части тела. В такой вещи не стыдно пойти на работу, свидание и на встречу с друзьями — а не только на ужин к родителям.

Признак парцелляции — предложение синтаксически неполное и само по себе не имеет смысла:

Нет

Да

А броско, шикарно и выделяля бы вас из толпы

Хорошая вязаная вещь выглядит шикарно и броско

Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга

Такая вещь не выглядит, как бабушкин свитер с оленями, который вы надеваете из чувства долга

Когда исправляешь парцелляцию, иногда приходится начинать предложение с местоимения. Это не сказать что очень хорошо, но лучше, чем обрубленные предложения:

Нет

Да

Которая не скатывалась бы через пять минут после носки.

Она не скатается за пять минут

А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.

Она броская, шикарная и выделяет вас из толпы.

Стремитесь к тому, чтобы каждое предложение было автономным, осмысленным и несло новую информацию.

Дальше
3 комментария
Сергей Арсентьев 2016

Лично я чаще встречаю противоположные примеры — когда одно предложение содержит несколько мыслей. Например:

Например, вот Style Cover Touch с прозрачной передней крышкой, по цвету подходит для смартфонов, можно использовать сенсорный экран сквозь прозрачную панель, повторюсь, выглядит здорово.

Лучше разделить их или оставить как есть?

Александр Ильинский 2016

Когда пишу, играю с собой в игру: а что, если предложение вырвут из контекста и отправят клиенту?

Елизавета 2016

Ежедневно сталкиваюсь с текстами, в которых вот таких недоделанных предложений больше, чем символов. Как бороться?