«Он придет и молча поправит всё». Конспект выступления на «Дизайн-просмотре»

Давным-давно рассказывал о деловой коммуникации на «Дизайн-просмотре». Вот конспект.

О чем внутри:

— Текст не решает, если беда с контекстом
— Контекст надо улучшать (с примерами)
— Много бытовых и рабочих ситуаций

Письмо в пятницу вечером

Представим, что в пятницу вечером приходит сообщение от менеджера: «Коллеги, к понедельнику необходимо сделать задание». Письмо составлено нормально за исключением того, что оно написано в пятницу. Ничего криминального в работе в выходные нет. Проблема в том, что менеджер в конце письма добавляет фразу: «Заранее спасибо! Хороших выходных!». Кажется, что менеджер — неадекват, потому что он делает вид, что все хорошо.

Это пример нормального текста в плохом контексте. Если контекст плох, нужно что-то делать.

Писать ли вообще?

Есть много ситуаций, когда нужно не писать, а поговорить лично: с глазу на глаз или хотя бы по телефону. Например, если задерживают оплату, несут неприятные новости, поднимают эмоциональные темы. Тогда тон голоса может спасти ситуацию, а в письме тона голоса нет.

Когда писать?

В зависимости от времени одно и то же сообщение может сработать или навредить. Например, текст «Коллеги, давайте обсудим новый проект» может совершенно по-разному сработать:

в 12:00 понедедельника-вторника
в 12:00 пятницы
в 18:30 пятницы
в последний день перед «майскими»
утром 31 декабря

Можно представить, что вместе с текстом самого сообщения добавляется еще компонент «Ну ты и баклан» — например, «Ну ты и баклан, обсуждать новый проект утром 31 декабря».

Кому писать?

Иногда человек общается с теми людьми, с кем ему удобно общаться, а не с теми, кто принимает нужные решения. Если нам нужна скидка, мы пойдем не к кассиру, а к менеджеру. Если нужно продать большой проект, пойдем к руководителю, а не к младшему менеджеру и точно не в техподдержку.

Часто у нас нет доступа к нужным людям. Возможности резко расширятся, если потратить время на поиск контактов и разговор с нужными людьми (а не бомбить тех, кто нам доступен)

В каком состоянии писать?

Вредно писать, когда тебя всё бесит. Это прорывается сквозь текст.

Если ты пишешь тому, кого ты бесишь, он может прочитать текст предвзято.

В какой обстановке общаться?

Часто люди не думают об обстановке и фокусируются на тексте. А иной раз правильная физическая обстановка может либо сильно мешать, либо помогать. В буквальном смысле, физическая обстановка.

Случай: деловая встреча в «Шоколаднице». В помещении душно, к столику постоянно подходит официант. Общаться было неудобно. Лучшим решением оказалось выйти на улицу и с сигаретой в руках обо всём договориться.

Как работать с человеком, который любит работать в авралах?

Это то же самое, как спросить: «Что делать, когда в компании плохой менеджмент?». Ответ подсказал Джордан Питерсон: «Если ты видишь, что дальше будет только хуже, то не нужно сидеть на этом месте».

Как показать профессионализм людям, которые ничего не понимают в предметной области?

Если вам нравится компания, в которую вы устраиваетесь, помогите эйчару нанять вас. Спросите, по каким параметрам ищут человека, и обеспечьте ответ на этот запрос.

Что думаете о голосовых сообщениях?

В некоторых ситуациях они необходимы. Спросите заранее, можно ли отправить голосовое, и если человек ответит «да», то отправлять.

Дальше