Разбор рецензий на «Ясно, понятно»

В январе 2021 года прошел конкурс рецензий на книгу «Ясно, понятно». Рассказываю, как я оценивал работы и почему победители победили. Результаты конкурса опубликованы в гугл-документе.

Рассказывать или показывать

Главная проблема: большая часть рецензий не показывали книгу, а рассказывали о ней. Это то же самое, что пересказывать еду в ресторане. Не пересказывай, покажи! Дай попробовать!

Как дать попробовать книгу:

позадавать читателю правильные вопросы о его жизни;
рассказать историю, где знания из этой книги вам пригодились (наш любимый сторителлинг);
показать материал книги на примере из вашей жизни;
просто показать книгу так, чтобы ее можно было почитать самостоятельно. Это не лучший вариант, но тоже рабочий.

И наоборот: просто фотография «Я красивая с обложкой» — это про вас, а не про книгу и тем более — не про читателя.

Примеры: работа Анны Ситниковой — это игра, в которой читатель сам убеждается в пользе книги (или не убеждается, тоже нормальный исход). У Глеба Клинова часть материала книги изложена в виде истории про советчика Романа. Сторителлинг, как он есть.

Провести за ручку

Далеко не все люди понимают, в чем сила книги и как ее читать, чтобы получить максимум пользы. Поэтому, показывая книгу внутри, полезно пояснить: «Смотри, вот это тебе поможет так-то. Вот тут тебе поможет такой-то прием». Например, так сделали Ирина Ситникова и Иван Смирнов. Когда вы будете листать книгу, вы вспомните: «А, помню, мне рассказывали про этот момент! Классный!»

Платформа

Работы-победители сделаны на «Тильде», на отдельностоящих блогах и даже в Гуглдоке. У всех этих форматов есть плюс: в них удобно рассказывать что-то длинное. Там легко читать, легко сохранить в закладки, легко копипастить и кликать. А с точки зрения поисковой оптимизации это вообще сказка.

Примерно половина работ сделаны в «Инстаграме». В «Инсте» классные читатели и много жизни, но проблема с публикацией длинных текстов: там много не влезает, активные ссылки только в шапке, длинный текст приходится разрезать на несколько публикаций. Это неудобно ни читать, ни писать.

Многие выкрутились: поставили активную ссылку в шапку профиля. Примеры: Ольга Селиванова, Варвара Васильева. Это костыль: кликрейт в «Инстаграме» довольно низкий, но при правильной затравке может сработать.

Мое почтение тем, кто в «Инстаграме» сделал галереи, а не простыни текста. Например: Елена Егина, Маша Долгоульская, Екатерина Кацюба.

Есть пограничные состояния: когда основной текст в посте, а галерея — как такой хвостик к основному тексту. Пример — у Анны Пискун. Как по мне, должно быть наоборот: красивый, выразительный текст в галерее с правильным разбитием на слайды; а в тексте поста — коротенький комментарий, зачем эту галерею листать.

Здорово получились короткие юмористические видеоролики — живо и в духе платформы. Пример — ролик Евгении Дорофеевой.

Засрали мозги

Я понимаю проблему, с которой многие столкнулись: так сложилось, что у нас в «Инстаграме» сидят сотни тысяч человек, которым засрали голову инстакурсами. Там им сказали, что единственный способ что-то писать — это внутри «Инстаграма» в этих бесконечных постах. И как будто нет ни «Тильды», ни «Редимага», ни «Телетайпа», ни личных блогов на отдельных сайтах. Вот и сидят талантливые, умные люди и вкорячивают свои тексты в нечитаемую колонку «Инсты».

Авторам таких курсов хочется пояснить криком: «ВЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИНСТАГРАМА ВООБЩЕ БЫЛИ А? ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ВЕСЬ РУССКИЙ ИНСТАГРАМ ПОСЕЩАЕТ МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ САЙТ СБЕРБАНКА? ВЫ ЧЕМУ ЛЮДЕЙ УЧИТЕ, А? ПОЗОРИЩЕ» Но инстаблогеры у нас ранимые, поэтому применять к ним вербальное насилие мы не будем.

Коммерция

Смысл рецензии в том, чтобы помочь читателю принять решение о покупке. Идеально — сразу и на эмоциях. Менее идеально — через время. Поэтому более более высокие баллы получали те работы, в которых было либо указание, где книгу купить, либо активные ссылки. Лучший вариант для «Инстаграма» — «У меня есть промокод в такой-то магазин, если хотите — пишите в комментарии». Активация, живое общение, кайф и любовь.

Интерес, жизнь, харизма и любовь

Главный убийца кайфа — это автор, сфокусированный сам на себе. «Я купила книгу и долго не могла за нее сесть». «Книга пришлась мне в самый раз». «Я долго думала и наконец придумала». Я не устану повторять, что хороший текст служит читателю, а не автору. И здесь прямо многие посыпались. Ощущение, что подглядываешь за девой, когда она в ванной перед зеркалом поет в расческу.

И наоборот: когда автор думает о читателе, общается с ним, рассказывает о его ситуациях и в целом как-то заинтересован в читателе, сразу намного интереснее.

Добавьте сюда смелость, харизму и огонь, и будет хорошо. Но в основе всего — интерес к читателю, а не показывание себя. Обратите внимание на этот пост: я же мог рассказать, как я десять часов кровавыми глазами вычитывал эти тексты; как меня утомила шутка «Теперь мне всё ясно и понятно»; как я ожидал одного, а получил другое, и еще километр нытья. До этого абзаца ничего такого в статье не было (хотя в жизни — было). Потому что статья не про меня, а про вас, участники конкурса. Я говорю с вами, а не «об вас».

Техника

Я не оценивал работы, которые были созданы до конкурса и ссылки на которые не открылись. Здесь принципиально важно, чтобы все были в равных условиях.

Это конкурс

Конкурс — это когда люди участвуют на равных условиях, и меньшинство побеждает, а большинство — нет. Я сам отличник и осознаю, как бывает неприятно оказываться не в топе. Но в этом смысл конкурса: чтобы лучшие получали признание, а остальные понимали, на кого ориентироваться.

Чтобы было не слишком обидно, я сделал три вещи:

  1. Выписал призовые баллы на «Бирже Главреда» всем участникам, чьи работы у меня открылись.
  2. Проигнорировал лимит в 75 работ и оценил все 83 работы, которые открылись. Те, кто не влез в лимит, всё равно участвовали в конкурсе. А вот в лимит по времени уложились все.
  3. Учредил не шесть денежных призов за второе место, а девять — по числу людей, которые набрали 6,5 баллов.

Что дальше

Дальше будут другие конкурсы: для сбора команды в новые проекты, ради пиара и просто ради интереса. Как и всегда, сильные ребята будут в них побеждать, а менее опытные — учиться. Со временем менее опытные будут становиться сильными, сильных будут дергать по корпорациям, и они в конкурсах уже участвовать не будут, освобождая место для новых ребят. Кому надо — пробьется и станет заметным на рынке.

Так оно и работает. Кому надо — тот со временем всего добивается.

Дальше