Два подхода к продаже текста
Есть два больших подхода к тому, как люди зарабатывают на тексте. Одни люди относятся к нему как к продаже товара, другой — как к продаже услуги.
Если текст — это товар, то должны действовать такие условия:
Клиент приходит за конкретным стилем, структурой и формой текста. «Мне нравится ваш стиль», «Сделайте мне, как вот тут».
Исполнителя не волнует, решает заданный стиль клиентскую задачу или нет. Выбрать то, что ему подходит, — задача клиента. Исполнителю не нужно разбираться в задаче клиента.
Переделать текст нужно будет только в том случае, если результат не совпадет с тем, что было изначально заявлено в ТЗ.
Ничего кроме ТЗ от клиента принципиально не может быть нужно.
Например, если я вебмастер и мне нужно наполнить тысячу страниц сайта сеошными текстами, я пойду на биржу и куплю там тысячу текстов за 50 тысяч рублей. Если эти тексты мне не подойдут, все претензии будут только ко мне. Я знал, что и у кого я заказываю, я заранее видел их уровень работ.
Метафора такая: я собираюсь в поход и выбираю на «Озоне» походное снаряжение. Я покупаю всё, мне привозят это в пункт выдачи, я забираю. Но если я криворукий и не умею обращаться с этим снаряжением, это только моя проблема.
Если текст — это услуга, то можно представить другую метафору: я иду с гидом в поход. Мы с гидом — одна команда. Он помогает мне преодолеть нужное расстояние, не замерзнуть, не сорваться с обрыва и дойти до нужной мне базы невредимым. Он мне говорит: «Если ты хочешь дойти до базы, нужно выходить прямо сейчас». Я его слушаю, мы идем вместе и помогаем друг другу.
В переложении на текст: я хочу решить какую-то деловую задачу, например, чтобы у моего предприятия появились поклонники и постоянные покупатели. Я нанимаю редактора, который подсказывает мне, что нужно делать. Часть этой работы он берет на себя, часть делаю я. Мы с ним одна команда, наша задача — вместе добраться к результату.
В таком случае:
Клиент приходит не за конкретным текстом, а за решением задачи.
Следовательно, исполнитель должен очень внимательно эту задачу изучить, погрузиться в детали, всесторонне опросить клиента. Не клиент составляет ТЗ, а исполнитель формулирует понимание задачи.
Клиент участвует в решении задачи: согласовывает, даёт материалы, организует интервью с экспертами и что там еще надо.
И клиент, и исполнитель одинаково заинтересованы в результате. Они союзники.
Текст как товар стоит три копейки и меньше. Текст как услуга начинается от 50 тысяч рублей в месяц при неполной занятости на одном проекте.