Читайте вслух

У ребят, которые серьезно относятся к инфостилю, бывает два перекоса: пересушенный текст и слишком длинные перечисления. И то, и другое лечится простым чтением вслух.

Как это работает:

  1. Смотрите на текст.
  2. Читаете его вслух. Не шепотом, не про себя, не мур-мур-мур, а именно вслух.
  3. Где спотыкаетесь — переписываете.
  4. Проверяете, не пропал ли смысл. Если пропал — возвращаете.

Как работает в жизни. Вот студент пишет текст об интернет-магазине:

Сомневаетесь в выборе — позвоните. Ребята из колцентра помогут выбрать технику для любой жизненной ситуации: подарок другу-гику, телефон с большими кнопками бабушке или телевизор для игры в приставку себе. Покупаете в интернет-магазине впервые, помогут оформить заказ. По телефону или чату — как вам удобнее.

Читаем вслух. Первое предложение слишком короткое и механическое. Второе слишком длинное, не хватает воздуха. Третье предложение начинается слишком резко, в нем не чувствуется связь с предыдущими предложениями, и снова звучит механически. В последнем вообще парцелляция.

Исправляем все эти проблемы простым переписыванием и перечитыванием:

Если сомневаетесь, что выбрать — звоните. Наши ребята из колцентра помогут выбрать технику для любой ситуации. Если нужен подарок гику, они сориентируют по техническим характеристикам и найдут что-нибудь необычное. Если дарите технику родителям — помогут подобрать самое простое и удобное. Мы стараемся консультировать просто и по-человечески.

Если вы впервые покупаете технику в интернете, консультанты помогут оформить заказ и оплатить его. Мы консультируем по телефону или в чате — как вам удобнее.

Я прекрасно помню, что в каких-то советах и рассылке Главреда я писал, что иногда в тексте можно избавляться от союзов и местоимений. Ключевое слово — в некоторых. Оно значит, что всякий раз редактор должен оценивать, нужно ли здесь удалять. Если просто механически всё удалять, то и текст получится механическим.

Не стоит воспринимать советы как догму. Слепое следование догме — это не информационный стиль. В информационном стиле главное никогда не выключать вкус и здравый смысл.

Вот это реально единственная догма информационного стиля:

Никогда не выключайте
вкус и здравый смысл

Об этом даже в книге написано

Я специально опубликовал об этом параграф из книги Главреда — «Сложные случаи. О вкусе и здравом смысле»:

См. также: синтаксис, парцелляция, однородные члены, перечисления, о чтении вслух, энергичные предложения, о салоне «Чайки»

Дальше